Демоны употребляют для возмущения и повреждения душ человеческих
сновидения; также и сами неопытные иноки, обращая внимание на свои сны,
вредят себе. По этой причине необходимо сделать здесь определение
значения сновидений в человеке, которого естество еще не обновлено Святым Духом.
Во время сна человеческого состояние спящего человека устроено Богом
так, что весь человек находится в полном отдохновении. Это отдохновение
так полно, что человек во время его теряет сознание своего
существования, приходит в самозабвение. Во время сна всякая
деятельность, сопряженная с трудом и производимая произвольно под
управлением разума и воли, прекращается: пребывает та деятельность,
которая необходима для существования и не может быть отделена от него. В
теле кровь продолжает свое движение, желудок варит пищу, легкие
отправляют дыхание, кожа пропускает испарину; в душе продолжают
плодиться мысли, мечтания и чувствования, но не в зависимости от разума и
произвола, а по действию бессознательному естества. Из таких мечтаний,
сопровождаемых свойственным мышлением и ощущениями, составляется
сновидение. Оно часто бывает странным, как не принадлежащее к системе
произвольных и намеренных мечтаний и размышлении человека, но являющееся
самопроизвольно и самонравно по закону и требованию естества. Иногда
сновидение носит на себе несвязный отпечаток произвольных размышлений и
мечтаний, а иногда оно бывает последствием нравственного настроения.
Таким образом сновидение, само по себе, не может и не должно иметь
никакого значения. Смешно же и вполне нелогично желание некоторых видеть
в бреднях сновидений своих предсказание своей будущности или будущности
других или какое-нибудь другое значение. Как быть тому, на
существование чего нет никакой причины?
Демоны, имея доступ к душам нашим во время бодрствования нашего, имеют
его и во время сна. И во время сна они искушают нас грехом, примешивая к
нашему мечтанию свое мечтание. Также, усмотрев в нас внимание ко снам,
они стараются придать нашим снам занимательность, а в нас возбудить к
этим бредням большее внимание, ввести нас мало-помалу в доверие к ним.
Такое доверие всегда сопряжено с самомнением, а самомнение делает наш
умственный взгляд на нас самих ложным, отчего вся деятельность наша
лишается правильности; это-то демонам и надо. Преуспевшим в самомнении
демоны начинают являться в виде ангелов света, в виде мучеников и
преподобных, даже в виде Божией Матери и Самого Христа, ублажают их
жительство, обещают им венцы небесные, этим возводят на высоту
самомнения и гордыни. Такая высота есть вместе и погибельная пропасть.
Нам надо знать и знать, что в нашем состоянии, еще не обновленном
благодатию, мы неспособны видеть иных сновидений, кроме составляемых
бредом души и наветом демонов. Как во время состояния бодрости постоянно
и непрестанно возникают в нас помыслы и мечтания из падшего естества
или приносятся демонами, так и во время сна мы видим только мечты по
действию падшего естества и по действию демонов. Как утешение наше во
время бодрствования нашего состоит из умиления, рождающегося от сознания
грехов своих, от воспоминания о смерти и о суде Божием - только эти
помыслы возникают в нас от живущей в нас благодати Божией, насажденной
святым крещением, и приносятся нам Ангелами Божиими, сообразно нашему
состоянию кающихся, так и во сне, весьма редко, при крайней нужде,
представляют нам Ангелы Божий или кончину нашу, или адскую муку, или
грозный присмертный и загробный суд. От таких сновидений мы приходим к
страху Божию, к умилению, к плачу о себе. Но такие сновидения даются
весьма редко подвижнику или даже и явному и лютому грешнику по
особенному неведомому смотрению Божию; даются весьма редко не по
скупости к нам Божественной благодати - нет! По той причине, что все
случающееся с нами вне общего порядка приводит нас в самомнение и
колеблет в нас смирение, столько необходимое для нашего спасения.
Воля Божия, в исполнении которой заключается спасение человека,
изображена в Священном Писании так ясно, так сильно, так подробно, что
содействие спасению человеков нарушением общего порядка делается
наиболее излишним и ненужным. Просившему воскрешения мертвецу и послания
его к братиям для увещания их к переходу с широкого пути на тесный
сказано: Имут Mоисеа и Пророки: да послушают их. Когда же просивший возразил: ни!.. но аще кто из мертвых идет к ним, покаются, - то получил в ответ: аще Mоисеа и Пророков не послушают, и аще кто из мертвых воскреснет, не имут веры (Лк. 16, 29-31).
Опыт показал, что многие, сподобившиеся во сне видения мытарств,
Страшного суда и других загробных ужасов, были потрясены видением на
краткое время, потом рассеялись, забыли о виденном и вели жизнь
беспечную; напротив того, не имевшие никаких видений, но поучавшиеся
тщательно в законе Божием, постепенно пришли в страх Божий, достигли
духовного преуспеяния и в радости, рождаемой извещением спасения,
перешли из земной юдоли скорбей в блаженную вечность.
Святой Иоанн Лествичник рассуждает об участии демонов в иноческих
сновидениях нижеследующим образом: "Когда мы, оставив ради Господа дом и
домашних, предадим себя по любви к Богу странничеству, тогда бесы, мстя
за это, - покушаются возмущать нас сновидениями, представляя нам
родственников наших или рыдающими, или умирающими, или держимыми в
заключении и подвергающимися за нас напасти. Верующий снам подобен
гонящемуся за своей тенью и покушающемуся поймать её. Бесы тщеславия
соделываются в сновидениях пророками, предугадывая по пронырству своему
будущее и его предвозвещая нам, чтобы мы по исполнении видений пришли в
недоумение и, как уже близкие к дару предуведения, возвысились помыслом.
Для тех, которые верят демону, он часто бывает пророком, а для тех,
которые уничижают его, он всегда бывает лжецом. Будучи духом, он видит
совершающееся в воздушном пространстве и, уразумев, что кто-нибудь
умирает, возвещает о том во сне легкомысленным. Демоны ничьего будущего
не знают по предуведению, в противном случае и чародеи могли бы
предсказывать нам смерть. Преобразуются демоны в ангелов света,
принимают на себя часто образ мучеников и в сновидениях показывают нам
общение наше с ними, а пробудившихся погружают в радость и возношение.
Это да будет тебе признаком прелести (бесовского обольщения). Святые
Ангелы показывают муку, суть смерть, от чего мы, проснувшись,
исполняемся трепета и сетования. Если начнем покоряться бесам в
сновидениях, то они начнут издеваться над нами и в бодрственном
состоянии. Верующий сновидениям вполне неискусен, а неверующий никакому
сну - истинно любомудр. Доверяй только тем снам, которые возвещают тебе
муку и суд, если же по причине их зачнет тебя тревожить отчаяние, то и
такие сны от бесов" (Святой Иоанн Лествичник. Прибавление к Слову 3-му).
Преподобный Кассиан Римлянин повествует о некотором иноке, уроженце
Месопотамском, что он проводил самую уединенную и постническую жизнь, но
погиб от обольщения бесовскими сновидениями. Демоны, усмотрев, что инок
обращал мало внимания на свое развитие духовное, а устремил все
внимание на телесный подвиг и дал ему, а следовательно и себе, цену,
начали представлять ему сновидения, которые по злохитрости бесовской
сбывались на самом деле. Когда инок утвердился в доверенности к своим
сновидениям и к себе, то диавол представил ему в великолепном сновидении
иудеев, наслаждающимися небесным блаженством, а христиан томимыми в
адских муках. При этом демон - разумеется, в образе ангела или какого
ветхозаветного праведника - дал совет иноку принять иудейство для
получения возможности принять участие в блаженстве иудеев, что инок без
малейшего промедления и исполнил (Слово о рассуждении. Добротолюбие, ч.
VI).
Достаточно сказанного для объяснения возлюбленным братиям нашим,
современным инокам, сколько безрассудно внимать, тем более доверять
снам, и какой страшный вред может родиться от доверия к ним. От внимания
к сновидениям непременно вкрадывается в душу доверие к ним, и потому
самое внимание строго воспрещается.
Естество, обновленное Святым Духом, управляется совершенно иными
законами, нежели естество падшее и коснящее в своем падении. Правитель
человека обновленного - Святый Дух. "На них же осияла Божественного Духа
благодать, - сказал преподобный Макарий Великий, - и во глубине ума их
водворилася: сим Господь яко душа есть" (Слово 7, гл. 12). И в
бодрствовании и во сне они пребывают в Господе, вне греха, вне земных и
плотских помышлений и мечтаний.Помышления и мечтания
их, находящиеся во время сна вне управления разумом и волею
человеческими, действующие в прочих человеках бессознательно, по
требованию естества, действуют в них под водительством Духа, и
сновидения таких людей имеют духовное значение. Так праведный Иосиф во
сне был научен таинству вочеловечения Бога-Слова; во сне повелено ему
бежать в Египет и возвратиться из него (Мф., гл. 1 и 2). Сновидения,
посылаемые Богом, носят в самих себе неотразимое убеждение. Это
убеждение понятно для святых Божиих и непостижимо для находящихся еще в
борьбе со страстями.