СВЯТООТЕЧЕСКИЕ НАСТАВЛЕНИЯ,
ПРЕДОСТЕРЕГАЮЩИЕ ОТ СУЕВЕРИЙ
Да не приимеши слуха суетна,
да не приложишися с неправедным
быти свидетель неправеден.
Исход XXIII, 1
Грешат тяжко против первой заповеди Божией те, кто держится суеверия.
Суеверие, или суетная вера, вера ни на чем не основанная, недостойная
истинных христиан.
Святые отцы и учители Церкви часто предостерегали от предрассудков и
суеверий, которыми обольщались иногда и древние христиане. Их
предостережения можно подразделить на три вида:
1) предостережения от так называемых примет, когда из самых маловажных
случаев выводятся предзнаменования о счастливых обстоятельствах в нашей
жизни;
2) предостережения от гаданий или ворожбы, или сильного желания какими
бы ни было, даже темными средствами, узнать, какова будет последующая
наша жизнь, успешны или безуспешны будут те или другие наши предприятия;
и, наконец,
3) предостережения от желания приобрести силы, исцеляющие от болезней
или предохраняющие от различных бед и опасностей; от использования
предметов, которые не заключают в себе ничего врачебного и по свойствам
своим не могут иметь никакого влияния на наше благополучие и счастье.
1. Предостережения от примет
"Многим из христиан, - говорит святой Василий Великий, - кажется делом
безвредным слушать истолкователей примет. Чихнул кто на слове, говорят: и
это имеет значение. Кто-нибудь сзади назвал меня по имени, нога
поскользнулась при выходе, зацепилась одежда - все это помеха. И люди
весьма знаменитые, ожидающие Судию с небес, хладнокровно впадают в сей
пагубный порок. Но слушай: отвержен народ, предавшийся сему. Еще древле,
по закону Моисееву, очарования, волхвования, ворожба, птицегадания
отринуты как изобретения демонов. Сказано: Не вражите, и ни сряща смотрите от птиц (Лев. XIX, 26); языцы
бо, которых потребит... Господь Бог от лица твоего... сии чарований и
волхвований послушают: тебе же не тако даде Господь Бог твой (Втор.
XVIII, 12, 14). Кто может советоваться с оправданиями Божиими, тому при
рассуждении, чего не должно делать, не прилично брать себе в советники,
даже не в советники, но в учители и законодатели, существу неразумные.
Птица не знает собственной своей опасности, которая уже перед глазами; а
тебе предвещает она будущее. Вылетев из гнезда, чтобы принести птенцам
пищу, нередко возвращалась она ни с чем; а для тебя стала она нелживым
предвещанием, и напрасное движение птицы обратилось в откровение
будущего! Ежели по действию демонов птицы летают для твоего обольщения;
то не сиди и не смотри с отверстым ртом на демонские обаяния, и не
отдавай себя под влияние диавола. Он, если однажды уловит душу, легко
увлекаемую в погибель, не выпустит ее из рук, а употребит ее на всякое
злое дело. Но и каркающий ворон, и кружащийся орел по недостатку лова
приводят в страх суеверное сердце. Враг до того издевается над
человеком, что, если показалась кошка, выглянула собака или утром
встретился человек, хотя самый благорасположенный, но с поврежденным
правым глазом или бедром, он отскочит, отворотится, не раз зажмурит
глаза. Что бедственнее такой жизни - все подозревать, во всем видеть
препятствие, когда все должно возводить душу его к Богу?"
В одном из огласительных слов святого Иоанна Златоустого мы читаем:
"Кто, выходя из своего дома, встречает кривого или хромого и разумеет
это как примету, тот мыслит дело сатанинское, ибо не встреча с человеком
делает день несчастным, а греховная жизнь".
2. Предостережения от гаданий
В слове на новолетие святой Златоуст говорит: "Более всего огорчают меня
игры, которые сегодня происходят... и которые преисполнены распутства и
нечестия, потому что занимающиеся ими замечают дни, гадают и думают,
что если первый день года удастся им провести в веселии и удовольствии,
то и во весь год будет совершенно то же. Но год будет для тебя счастлив
во всем не тогда, когда ты напьешься пьян в первый день, но когда и в
первый и в прочие дни будешь делать то, что угодно Богу. Если же,
вознерадев о добродетели, будешь ожидать себе счастья от начала месяца и
исчисления дней, то не будет тебе ничего доброго. Замечать дни не сообразно с христианскою мудростию. Это дело еллинского заблуждения".
Обличая суеверие, по которому некоторые дни считают счастливыми, а
другие несчастными, святой Иоанн Златоуст говорит: "Диавол, стараясь
пресечь наши подвиги добродетели и погасить в нас доброе произволение
души, внушает нам приписывать успехи и неудачи в делах дням. Если кто
верит, что день бывает счастлив или несчастлив, тот в несчастливый день
не будет стараться о добрых делах, думая, что по неблагоприятности дня
напрасно станет трудиться и ни в чем не успеет. Так, напротив, и в
счастливый день он ничего не будет делать, надеясь, что по причине
счастливого дня ему не повредит собственное его нерадение. Таким
образом, то и другое вредит его спасению. Иногда безрассудно, а иногда
как бы безнадежно поступая, он проводит жизнь свою в праздности и зле.
Итак, мы должны избегать козней диавола, отбросить сокрушение духа и не
наблюдать дней, ненавидя один и любя другой".
Блаженный Августин также строго осуждает гадания. "Последствия их, -
говорит он, - большей частью сообразны с мыслями и предубеждениями
каждого. Ибо злые духи, желая содержать человека в обмане, льстят ему
показом того, что, как они видят, сообразно с его ожиданием и желанием".
"Вообще, - замечает он, - на мнения людей о важности некоторых
гадательных знаков, установленных предубеждением человеческим, не иначе
надобно смотреть, как на некоторый договор и условие с злыми духами.
Люди, пристрастившиеся к пагубной науке гадать, которая, собственно,
есть только наука издеваться над другими и обманывать их, за такое
пристрастие свое, по некоему тайному суду Божию, подпадают нередко
влиянию падших ангелов, которым попускается иногда иметь некоторое
влияние на низшую часть мира. От этих насмешек и обманов злых духов
происходит то, что суеверное и гибельное искусство прорицания иногда
действительно открывает прорицателям нечто из прошедшего и будущего и
говорит им немало такого, что впоследствии отчасти оправдывается
событиями. Такие небольшие удачи возбуждают и питают любопытство, из-за
чего они все более и более запутываются и запутывают других в сети
зловредного заблуждения... Даже верность подобных предсказаний нисколько
не оправдывает науки предсказывать. Поэтому святотатственное искусство,
при помощи которого вызвана была тень умершего Самуила, достойно
всякого отвращения и проклятия, хотя тень эта, будучи показана царю
Саулу, и предрекла ему истину".
3. Предостережения от употребления суеверных средств для исцеления болезней
Резкие обличения против амулетов и суеверных действий для предохранения
от болезней и несчастий мы встречаем в беседах святого Иоанна Златоуста
на Первое послание к Коринфянам: "После брака, - говорит он, если
родится дитя, мы видим множество символических действий, достойных
смеха: говорить ли о перевязках, о погремушках, о красной пряже и многом
другом, доказывающем великое безумие, тогда как не следует возлагать на
младенца ничего другого, кроме спасительного креста. Между тем ныне
крест, обративший всю вселенную, поразивший диавола и ниспровергший всю
силу его, остается в пренебрежении; а ткани, пряже и другим подобным
привескам вверяется безопасность младенца. Не стыдно ли вам? Скажите
мне: поймете ли вы когда-нибудь, как диавол с раннего возраста человека
мало-помалу раскидывает свои сети и употребляет свои хитрые меры?
Смешное и забавное внушение сатаны, впрочем, не смеху только, но геенне
подвергающее обольщаемых! Если это делается у язычников, то нисколько не
удивительно, а когда поклоняющиеся кресту, приобщающиеся неизреченных
Таинств и достигшие любомудрия держатся таких постыдных обычаев, - это
достойно многих слез". "Что сказать, - говорит в другом месте святой
Златоуст, - о тех, которые привязывают к ногам и голове медные монеты
Александра Македонского? Скажи мне: это ли наши надежды? Как после
креста и смерти Господней ты возлагаешь надежду спасения на изображения
языческого царя?"
После тех обличений суеверия, которые находятся в
писаниях древних святых отцов и учителей Церкви, напомним, что в книге
"Православное исповедание веры" в ответе на вопрос: "кто грешит против
Первой заповеди и каким образом" - читается следующее: "Против сей
заповеди грешат волшебники и подражающие их делам, например, те, которые
носят привески и значки для предохранения себя от вреда; те, которые
прилепляются к суеверным обычаям и им верят; равно и те, которые в
болезнях пользуются нашептыванием старух и других суеверий держатся;
наконец, те, которые из всякого случая выводят предзнаменования".